Удаление зубного нерва: жертва во спасение

Чаще всего о необходимости удаления нерва зуба мы узнаем уже сидя в кресле стоматолога. Сценарий такой: запустили кариес, потом зубная боль появилась. Сначала пили обезболивающие неделю или больше, а придя к дантисту узнали, что сохранить нерв нельзя, придется удалять, а зубные каналы запломбировать.

Удаление зубного нерва: жертва во спасение

Каждый стоматолог может рассказать сотни подобных случаев. Процедура удаления неприятная, но не смертельная. И, наверное, у каждого есть один-два зуба с удаленным нервом. Мы проходим через это раз за разом, не стараясь сохранить этот самый нерв. А зря.

Роль зубного нерва

Зубной нерв, или правильнее сказать – пульпа – это сердцевина зуба, его основа. Расположена в самом центре коронки, она представляет собой ответвление кровеносных сосудов и нервных окончаний.

Благодаря пульпе растут и крепнут детские зубы. Но это не значит, что у взрослых нет необходимости в питании и минерализации зуба. За это отвечает как раз нерв.

Когда стоматолог говорит о необходимости удалить нерв зуба, фактически это означает, что зуб придется убить. Без пульпы он будет «мертвым». Поэтому процедура еще называется «девитализация».

Нет, зуб при этом не выпадет, будет как прежде стоять в ряду. Но это уже будет только костная оболочка, хрупкая, подверженная разрушению. Депульпированный зуб может даже изменить цвет, потемнеть. Стоматологи рекомендуют сразу ставить на такой зуб коронку.

Способы удаления зубного нерва

удаление зубного нерваДепульпация бывает разная. В зависимости от поражения тканей, стоматолог может сохранить основную часть нерва, удалив лишь поврежденный участки.

Это частичное удаление зубного нерва. Обойтись им можно, если разрушение затронуло только ту часть нервных окончаний, что расположены в коронке зуба.

Успеть спасти пульпу можно, если обратиться к стоматологу в первые дни, когда появилась зубная боль. Но мы тянем с этим, ждем чуда и в итоге сохранить нерв уже не остается никаких шансов. Развился пульпит и дантист вынужден депульпировать зуб.

Этапы процедуры

Как это происходит: врач с помощью бормашины «раскрывает» зуб, удаляет пораженные ткани и дальше по выбору:

• либо использует для удаления нерва мышьяк;
  • либо удаляет пульпу с помощью эндодонтических инструментов.

Схема удаления зубного нерва

Удаление нерва мышьяком – зачем нужен яд?

Все знают, что мышьяк это яд? Так вот, для депульпирования его накладывают на обнаженный нерв и спустя несколько часов пульпа начинает погибать, мумифицироваться. Врач закрывает зуб временной пломбой и отпускает пациента на пару дней. За это время яд должен полностью убить пульпу.

Это происходит отнюдь не без боли. А самое обидное, что в некоторых случаях у сильных индивидов мышьяк не справляется с нервом. Приходится повторять процедуру.

После того, как пульпа окончательно повержена, врач убирает омертвевшие ткани, вычищает каналы и пломбирует их. Сначала временной пломбой – для подстраховки, что процедура проведена чисто и нет рецидива. А затем уже постоянной.

Мы немного мрачно описали этот процесс, но именно так проводили процедуру большинство стоматологических клиник в нашей стране. Это не самый деликатный способ удалить нерв. Ко всему прочему, мышьяк может затронуть здоровые ткани зуба, а это уже совсем нехорошо.

Второй способ удаления нерва в зубе считается более щадящим.

Современный способ удаления пульпы

Данная технология не требует использования ядовитых веществ. Кроме того, уложиться можно за одно посещение. Суть метода заключается в сильной анестезии, после чего врач удаляет нерв с помощью специальных инструментов.

Здесь главное убедиться, что пациент действительно не чувствует боли. Также нужно удостовериться, что работа проведена чисто. В конце врач пломбирует каналы и также может поставить временную пломбу для подстраховки, а затем постоянную.

Звучит гораздо приятнее, чем в первом варианте.

Доктор, депульпация, это больно?

Хотя удаление зубного нерва — довольно серьезная операция, бояться здесь нечего. Хороший стоматолог проведет эту процедуру минут за 40, если, конечно, нет осложнений.

При современных анестетиках сам процесс удаления пульпы проходит без боли. Худо может быть потом. Практически все пациенты после удаления нерва зуба страдают от боли. И врачи предупреждают об этом. Даже советуют пить анальгетики.

Боль может держаться от пары дней до недели. Тут уж ничего не попишешь. Главное, чтобы боль утихла за пару дней перед повторным посещением врача. Значит все прошло успешно, повторного воспаления нет.

Если же боль мучает больше недели, и к этому добавилось опухание десны, повышение температуры, значит зуб вычистили неполностью. При таких последствиях удаления нерва обращаться к врачу нужно незамедлительно, или можно полностью потерять зуб.

Цены на удаление нерва в зубе

Сколько в итоге придется заплатить за депульпацию зуба, вам без осмотра точно никто не сможет сказать. Цена зависит от выбранного метода, количества каналов в зубе, анестезии, материалов для пломбирования.

Дороже всего стоит удаление нерва и чистка каналов жевательных зубов. Мало того, что удаление нерва в зубе малоприятная процедура, так еще и дорого. Но лучше уж попытаться сохранить зуб хотя бы такими способами, чем потерять его совсем. Протезирование сейчас творит невероятное, но своя рубашка все же ближе к телу — родной зуб лучше импланта.